ПРАВОСЛАВНАЯ МАМА

«Младенческий возраст — самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».
005
________________________________________________________________________________________________________
КАНИКУЛЫ И РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ – КАК СОВМЕСТИТЬ.

                          Материнские советы.

м. Лариса Первозванская, мама девятерых детей:

Долгожданные каникулы… Не надо каждый день провожать детей в школу, волноваться, когда они задерживаются, вздрагивать от каждого внеурочного звонка. Не надо помогать писать сочинения, решать задачи, рисовать, читать, придумывать, искать потерянную в школе или дома сменку.

И все же… Каждый раз к концу каникул я с нетерпением жду, когда же уже они закончатся. В чем же здесь парадокс?

Да просто в учебное время хотя бы понятно, что делать. Дни расписаны по минутам: школа, домашние задания, кружки, секции, музыкалка. В каникулы всего этого нет. Детей надо чем-то занимать, чтобы не было губительного и, в общем-то, тягостного для их безделья. Они ведь найдут, чем заняться. Но будет ли это чем-то полезным или хотя бы не вредным. А предновогодние каникулы для православных – это вообще особая пора.  В разгаре пост и до Рождества уйма времени. Что делать, когда развлекаться-то не положено. Праздник почти в конце каникул, а вокруг уже вовсю новогоднее настроение, всякие утренники и дискотеки. Мы принципиально не ходим на детские елки до Рождества.

На мой взгляд, самое время заняться активным отдыхом на свежем воздухе. Во время учебы некогда бывает погулять. Теперь пора это восполнить. Мы любим с детьми ходить на лыжах, кататься на коньках. Благо и лес у нас рядом, и каток от дома недалеко. Когда выдается такая возможность, выезжаем загород или в Яхрому на горных лыжах. Можно и просто с горки на санках покататься, покувыркаться в снегу, полепить снеговиков, построить крепости, поиграть в снежки. Хуже, если погода такая, что и снега нет, и лед на катке растаял. Но и тогда можно съездить куда-нибудь в парк, просто побродить по дорожкам.

Со свежим воздухом все понятно. Что мы делаем дома. Само собой напрашивается подготовка к Рождеству. С уборкой мы стараемся закончить к Новому году. Хоть и светский, но вполне хороший праздник – время подвести итоги и начать новую жизнь.

Кроме банальной уборки, подготовка к Рождеству у нас в семье подразумевает традиционное украшение помещений. И здесь опять большое поле деятельности и полет фантазии. Можно замахнуться на большой проект – сделать вертеп. Мы обычно делаем из еловых веток прямо в святом углу. Украшаем его Вифлеемской звездой.

К слову, об украшениях. У нас буквально каждый в доме что-нибудь мастерит своими руками. Кто-то клеит из бумаги – находят в интернете какие-то хитроумно-головоломные звезды или шары. Кто-то декупажит коробочки, бутылочки и свечки. Старшие девочки оплетают бисером новогодние шары. С маленькими мы вырезаем флажки или снежинки. Некоторые шьют из фетра. И все без исключения любят лепить из соленого теста.

Есть еще одно важное дело, которое надо сделать заранее. Подарки. Волшебное слово, особенно для детей. А еще волшебнее и ярче ощущают они подарки, если сами делают и дарят их другим. Поэтому начинаем создавать их в наступающие каникулы. Главное начать. Воодушевление приходит постепенно. Сначала задумываем сделать подарки самым близким – бабушкам, дедушкам и крестным. Но потом они так втягиваются, включают свою фантазию, что хотят уже одарить как можно больше людей.

Подарки стараемся сделать полезные. Не просто детские рисунки, которые потом девать некуда. Вышитые закладки, прихватки, мешочки для ароматов, игольницы, карандашницы и всевозможные елочные украшения. Потом очень приятно в гостях у бабушки увидеть на елке сделанную своими руками игрушку. Но чтобы подарок получился, ребенку надо помочь. Кому-то просто советом или идеей, кому-то помочь подобрать правильно нитки или ткань, сшить вышитую подушку, вовремя исправить ошибку. Короче, надо быть рядом и творить вместе. Такое общение очень полезно. И не только детям, но и родителям. Совместный труд, как известно, объединяет. А самое главное в воспитании детей – это взаимное понимание и единство во взглядах на жизнь.

А еще подарки надо красиво и со вкусом упаковать – это отдельное мероприятие с обклеенными коробочками, ленточками, бантиками и этикетками.

Вот так незаметно в приятных хлопотах, которые не дают забыть о надвигающемся Рождестве и соответственно о продолжающемся пока посте, и пролетает время вплоть до Сочельника. И опять мы не успеваем сходить в музей или на выставку, которые откладывали до каникул.

Анна Пищелёва, мама пятерых детей

Раньше я думала, как плохо, что Новый год у нас празднуется перед Рождеством, как неудачно. Теперь, когда мои дети почти все школьники, я оценила удобство такого распорядка. Да, сперва Новый год – со всей его официальной мишурой, школьными ёлками, детсадовскими утренниками. Мы к этому не готовимся. У нас конец четверти и полугодия, нам не до того. А потом – ура! – наступают каникулы! И вот тут-то, после того, как все отоспятся и отдохнут, можно начать готовиться к Рождеству.

Из-за нагрузок в школе и дополнительного образования никто из детей не успевает готовить подарки заранее, а в каникулы есть время сделать что-то своими руками. Старшие дети запираются по своим комнатам и что-то мастерят. А с младшими мы мастерим вместе. Это и открытки и поделки.  Кроме того, мы печём пряники для ёлки, пряничный домик. Мастерим на ёлку украшения. К Рождеству, которое мы обычно празднуем всей большой семьёй – с родителями мужа, его сестрой, племянниками, которых пятеро – мы готовим вертеп или какое-то другое небольшое представление.

Как хорошо, что Рождество приходится не в начале каникул, а когда все уже отоспались. Так гораздо больше у детей желания и сил идти в храм. Мы, правда, и 1 января стараемся побывать на службе. И перед Рождеством попасть на постную службу, потом, конечно, на сам праздник. Ну и, конечно, мы стараемся на каникулах побольше бывать на свежем воздухе. К сожалению, у старших детей это в обычное время почти не получается, они учатся по субботам в школе, а по воскресеньям у них тоже есть дополнительные занятия.

Мы не очень спортивная семья, но обязательно хотя бы один раз за каникулы выбираемся на лыжах. Обязательно отправляемся в какое-нибудь небольшое путешествие – погулять в одной из подмосковных усадеб, где-то ещё, например, в Зубровом питомнике в Приокско-террасном заповеднике, в Хаски лэнде. Конечно же, на каникулах мы стараемся навестить родных и друзей, до которых далеко ехать, до которых обычно нет возможности добраться.

Мне кажется, это очень важная традиция – поддержать контакт с людьми, которых мы хотим взять с собой в наступивший год, не забыть, не потерять. Не всегда мы успеваем всё из этого большого списка. Хотелось бы иметь каникулы подлинней.

Татьяна Зайцева, мама восьмерых детей

С самого начала было важно сместить акцент в сознании детей с Нового года на Рождество. Окружение все время пыталось нам сообщить, что Новый год – это главный праздник. Подтверждением тому – бесчисленные громкие салюты. То есть почти весь окружающий нас мир широко празднует именно Новый год.

Чтобы донести до сознания детей. Что главный праздник – все-таки Рождество – проводили экскурсы в прошлое. Рассказывали, что раньше все было в порядке, сначала Рождество, а затем, более скромно – Новый год. А потом, когда сменили стиль и из сознания людей нужно было вытеснено всё, связанное с верой, какие-то внешние рождественские традиции перенесли именно на Новый год…

Со школьниками отделить Новый год и Рождество нам совсем просто: они учатся в православной гимназии и каникулы у них «правильные» – на Святках.

А после Нового года, когда все, по большей части, отдыхают, они плотно заняты: сдают зачеты, ходят на репетиции – буквально до 6 января. Конечно, после занятий они могут погулять, покататься на горках, – то есть все то, что делают их сверстники, отдыхающие на каникулах.

Маленькие дети, которые в школу не ходят, активно готовятся к Празднику: украшают дом, пытаются сделать какие-то подарки в меру своего энтузиазма, и возможностей.

И, конечно, и малыши, и дети постарше с нетерпением ждут подарков, которые дарятся им именно на Рождество…

Алёна Калмыкова, мама пятерых детей

Походы на какое-нибудь развлекательное мероприятие – на ёлку, на спектакль, мы стараемся отложить на Святки.

Школьные каникулы перед Рождеством дети живут ожиданием Праздника. Хотя, понятно, что это и время отдыха, поэтому – заливаем во дворе каток, и наши мальчики с радостью и пользой для здоровья проводят там время.

Можем пойти в музей или все вместе посмотреть какой-нибудь хороший фильм, такой, как, например, «Гибель империи», после которого старший сын, Дима, мне заявил: « Мама, я был неправ. Я обязательно пойду служить в армию, в танковые войска».

На дворе все-таки пост, и мы по возможности стараемся ограничивать конфеты, от мяса почти все отказываются сами.

Еще пытаемся ввести какие-то предрождественские традиции, например, в прошлом году пытались пойти в нашу больницу, поздравить тех, кто находится там, но не получилось: нас не пустили. Относим в храм какие-то вещи, которые дети приобретают за заработанные ими «баллы» – для подарков нуждающимся. Еще – поздравляем соседей.

Готовясь к Рождеству, читаем «Святочные истории», «Истории к Рождеству».

Елку ставим перед Новым годом, но украшение дома длится до самого Рождества.

Анна Дикова, мама семерых детей

В нашей любимой стране так уж сложилось, что традиции прерваны, а светский календарь никак не совпадает с церковным. Такого, между прочим, ни в одной известной мне стране мира нет. Россия, как всегда, уникальна. Создаем себе трудности, чтоб потом их преодолевать. У всего мира Рождественские каникулы, а у нас предрождественские, и аккурат на Святки начинаются рабочие будни.

Вот спрашивают, как многодетные православные встречают Рождество? А как всегда, на боевом посту. Большая семья представляется народу чем-то старинно-патриархальным, уж в ней-то наверняка знают и чтут традиции. Традиций мы не знаем, потому что сами вышли из атеистических советских семей, мы даже слово «Рождество» в детстве не знали. В книжках вычитанные обычаи 100-летней давности никак не перенести в современность, уж слишком много воды утекло. Семидетная семья и сама в современный город вписывается с большим трудом, а правильнее сказать – только Божией милостью.

И, честно, лучший праздник для нас – немного покоя.

Реальность такова. У нас в декабре конец семестра у студентов, конец четверти у школьников, у них же экзамены в музыкалке, художке, на танцах, подготовка к самодеятельным елкам в школе и накопившаяся за долгую осень усталость. У двоих наших детей еще и дни рождения в предрождественскую пору – надо и подарки им купить, и отпраздновать. У папы на работе тоже под конец года традиционные авралы.

Сто лет назад подросшие дети уже были бы крепкими помощниками. Наши тоже стараются изо всех сил, но выше головы не прыгнешь. Заранее подготовиться, купить подарки и продукты к празднику не получается – на каждый день в многодетной семье под завязку довольно своих забот. Толкаешься перед Новым Годом со всей страной в магазинах, а хотелось бы молитвенной тишины в пост. Хорошо, конечно, что вся суета затихает 31 января, что торгово-распродажное безумие не связано у нас с Рождеством, как на Западе. И в магазинах не треплют Христово имя в рекламных целях. Милость Божия этот наш отдельный календарь.

С другой стороны, дети к Рождеству уже устают от елок и новогодних представлений (они все тоже только до 7-го числа). В воскресную школу никогда не ходили, водить было некому и некогда. Там, наверное, своя компания и праздник.

Ощущение праздника традиционно создавалось у всех народов праздничным столом и долгожданными подарками. Да только столы наши нынче каждый день ломятся, а удивить детей подарками все труднее – им часто «нечего больше желать».

Что остается? Встречаем Новый Год за постным столом, бабушка приезжает с подарками, отдыхаем в каникулы всей семьей, стараемся фильмы хорошие вместе смотреть. Радуемся, что год прожит, что Господь нам Новый год посылает – какие-то такие Святки перед Рождеством. Уже давно и сильно хочется дарить на Рождество только конфеты – очень уж тяжело стало изобретать подарки. Своими руками подарки делать ритм жизни не позволяет. К Рождеству наряжаем елку, ставим Вертеп, пишем письмо Деду Морозу и отправляем его в снег за окошко. Дед Мороз всегда отвечает, его письмо мы находим под елкой после Рождественской службы.

А главное – среди всей этой суеты и несуразицы есть у нас пост, как подготовка к празднику. Постятся у нас все, каждый в свою меру. А настоящий праздник – радостная Рождественская служба. После службы – домой, подарки из-под елки доставать и разговляться . Большой таз салата «Оливье», колбаса и сладости – такой у нас праздничный обед. И радость побыть всем вместе в тишине и покое, старшим поболтать, младшим поиграть. Такая радость – любить их всех и быть любимыми ими.

ИСТОЧНИК: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР

031_____________________________________________________________________________________________

Нужно молиться о ребенке с самого рождения и даже раньше, но нельзя, чтобы молитвенные прошения были лишь о здоровье, материальном благополучии и успехах в этой жизни – в первую очередь, они должны быть о спасении души, ибо не ведаем, каким путем Господь поведет наше чадо к этой цели.
Святитель Иоанн Златоуст в работе «Об обязанностях родителей в воспитании детей» пишет: «Кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другого, а кто стремится к небесному, тот наверное получит и земное. «Ищите, – говорит Он (Господь), – прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33)».

___________________________________________________________________________________________________

МОЛИТВА ЗА ДЕТЕЙ И ЗА КРЕСТНИКОВ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь

0541__________________________________________________________________________________________________

“Первую духовную простуду дети схватывают, благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей… Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей, и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются”.

прп. Паисий Святогорец _

00068
___________________________________________________________________________________________________
00065___________________________________________________________________________________________________
Насколько должна быть «пронизана» церковностью жизнь ребёнка? Зависит ли это от возраста?
— Отдать человека на самотёк в ожидании его будущего пробуждения — это неправильно. Перегрузить человека и навязать ему высокие аскетические стандарты Палестины, или византийскую богослужебную пышность, или русскую православную строгость — тоже неправильно. Нужно искать середину. Нужно воспитывать человека очень чутко, в состоянии сопереживания. Ведь малыш не рождается христианином. Если вы родились в христианской семье, то вы настолько же христианин, насколько были бы бубликом, если бы родились в булочной.
Протоиерей Андрей Ткачев

00042

___________________________________________________________________________________________________
Часто приходят люди и говорят, например:
– Что мне делать с моим ребенком?Ты отвечаешь:
– Сделай то-то и то-то и помолись, чадо мое, да покроет его Бог Своей благодатью!Но он настаивает:
– Да, хорошо, но ты скажи, что еще мне сделать? Что еще?Такой человек верит, что его действия спасут ребенка. Мы ему говорим о молитве, а он фактически отвергает ее, потому что считает, что Бог и молитва – это ничто.Мы действительно считаем свои действия такими важными, что без них никому и никакой пользы не будет. И что же получается в конечном счете? Если мы поймем, что Бог управляет творением, что Бог – начало всего и Отец всем нам и что если Он не содействует нам, тогда, призови мы хоть все силы на свете, хоть всю мирскую образованность, власть и изобретательность, мы все равно ничего не сделаем, – вот тогда мы осознаем, как велика сила молитвы и как сильно мы нуждаемся в молитвенном общении с Богом.Мы поймем это, когда осознаем, что в конечном счете Божия благодать, милость и милосердие запечатывают наши дела. Когда мы осознаём это, тогда понимаем силу молитвы и убогость наших размышлений, достижений и дел. После этого мы обретаем мир и говорим:

– Вот, я сделал, что мог, а преблагий Бог впредь да восполнит!

В противном случае нас снедает тревога, и мы ищем способ преодолеть ее, совершая какие-то дела, чтобы ими принести пользу другим. А в результате что получается? Эти люди не слышат, что мы говорим им: ты указываешь ему на один способ, а он тут же его отбрасывает и ищет другой. Показываешь ему второй, а он ищет третий, четвертый… десятый и так далее. И чего же он в итоге ищет? Магии. Вот если бы существовала такая возможность, чтобы можно было магическим способом изменить всех, то он не медля воспользовался бы им.

И говорят:
– Разве у Бога нет силы изменить других? Почему же Он их не меняет?

Потому, что Бог уважает свободу другого и не волнуется, не паникует, как паникуешь ты, потому что Бог видит перед Собой всё – и прошлое, и настоящее, и будущее, всё.

Бог не боится. Поэтому и ты не бойся. Боязнь означает отсутствие смирения, а это – признак отсутствия веры.

Митрополит Лимассольский Афанасий

00041
___________________________________________________________________________________________________

Желая привести родителей в чувство, Бог попускает, чтобы их чада взбунтовались против них. Тем самым побуждает их к пробуждению от сковавшего их души безразличия, нерадения и эгоизма. Проблемы детей вынуждают родителей оглянуться назад и внимательно посмотреть на собственную жизнь, чтобы найти причины свалившихся на их семью бед. Осознать масштаб собственного нерадения и начать исправлять себя.

По мере того как родители идут по пути исправления и становятся ближе к Богу, Он дает их чадам Свою Благодать и хранит их в сложные и переломные жизненные мгновения. Молитва и добродетельная жизнь родителей — вот лучшая защита для их детей.

После того как дети выйдут из этого испытания, свет, которым наполнена жизнь их родителей, станет ориентиром и для них самих. Благодать, которая сохранила их в трудные минуты, теперь предложит им выход из кризиса. Но если родители не отнесутся к этой проблеме правильно, не обратят внимание на самих себя, не покаются — положение будет очень сложным.

Старец Лука Филофейский

00040

___________________________________________________________________________________________________

Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. Иак 2:22). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг ко другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значительный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опираться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и умнее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет, молитва и любовь. К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться, и исподволь готовить к этому детей, принимающих эстафету жизни и деятельности, но не вырывающих ее из отчих и материнских рук. К старости надо готовиться.

Протоиерей Глеб Каледа

00039
___________________________________________________________________________________________________
                                        ДЕТИ: УСЛЫШАТЬ ВСЕГДА И НЕ ОТТОЛКНУТЬ
К нам, как духовным отцам и священникам, приходит много молодых людей, у которых множество проблем: душевных, психологических, социальных, личных, эмоциональных, — это каждый может себе представить. И мы видим, что молодые люди нуждаются в том, чтобы поговорить с кем-нибудь о том, что они чувствуют, высказать свою проблему, боль, затруднение, рану. И они интуитивно чувствуют, где им можно сказать то, что они таят в себе. Если молодой человек знает, что его родитель не примет того, что он скажет ему, или категорически воспротивится, — он ему ничего не скажет. Приведу вам практический пример.
Юноша принимает наркотики. Первые люди, которые должны узнать это, — его родители. Родитель — это тот, кто должен научить его, кому положено научить его, однако проблема заключается в том, что ребенок не может сказать этого родителю. Дети, конечно, могут сказать всё, у них нет проблем с тем, чтобы сказать всё что угодно в любое время. Вопрос заключается в том, готов ли родитель услышать это, или, если ребенок скажет ему: «Папа, мама, я принимаю наркотики!» — то не случится ли с родителями истерики и не начнется ли паника, и последнее будет хуже первого? И вместо того, чтобы утешить ребенка, мы будем думать, как бы утешить мать и отца, охваченных паникой и не способных слышать и думать о том, как такое могло случиться.Знаете, какая это огромная проблема в отношениях между родителями и детьми? Когда ребенок чувствует, что не может поговорить со своими родителями, потому что они не смогут выдержать того, что он им скажет: «Тогда они или оттолкнут меня и плохо со мной поступят, или не выдержат, умрут от такого удара».Конечно, это нелегко, чтобы твой ребенок пришел и сказал тебе, что связался с наркотиками или совершил что-нибудь плохое. Человек, естественно, может удариться в панику и прийти в ужас. Но, какими бы потрясающими ни были события, в такие моменты ему нельзя впадать в панику, а надо успокоиться. Наши дети должны чувствовать себя так, как чувствуем себя мы пред Богом, зная, что «я пойду, встану перед Ним и выскажу Ему свою проблему».Помните притчу о блудном сыне, который вспомнил об отце и сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. Но прими меня как одного из своих слуг» (см. Лк. 15, 18–19)? Он не подумал: «Да отец же меня просто выгонит! Я же растратил всё его имущество, всё его богатство, обидел его, сам стал окаянным, трижды окаянным. Как же я вернусь? Он ведь разозлится! Он меня выгонит, оттолкнет, скажет мне тяжкие слова!» Ничего подобного. Он был уверен, что его отец там и ждет его, что он его не отвергнет, не скажет ему абсолютно ничего. Что Евангелие впоследствии и подтверждает: И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился (Лк. 15, 20).Отец увидел его издали, и один святой говорит нечто замечательное: как он его увидел с такого большого расстояния? Может ли человек видеть так далеко? И отвечает: да, отец и мать могут видеть чрезвычайно далеко, так далеко, что человек и представить себе не может, потому что для их глаз не существует препятствий, они видят очень далеко.Он увидел своего ребенка, возвращающегося домой, и бросился к нему. Он не стал дожидаться, когда тот придет, не сказал: «Да пусть зайдет в дом! Пусть попросит у меня прощения!» Нет! И, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15, 20). Он бросился на шею ребенку, обнял его, расцеловал, помиловал его, дал ему всё самое лучшее, что у него было, и абсолютно ничего ему не сказал. Он принял своего ребенка таким, каким он был.Очень важно создать уверенность в наших детях, что мы можем услышать от них всё, не отталкивая их
Поэтому очень важно создать уверенность в наших детях, что мы можем услышать от них всё, не отталкивая их, не нанося им ран и не уязвляя никоим образом. Это очень важно во всех человеческих отношениях.

Митрополит Лимасольский Афанасий

0046

______________________________________________________________________________________________

Бог всегда рядом с нами до последнего мгновения и стучится в дверь нашего сердца, ища нас самих. «Я не хочу твоего, — сказано где-то, — а тебя». Этого же хочет и родитель, он тоже не хочет чего-то, принадлежащего ребенку, а его самого. Он знает, что должен сыграть большую игру и победить в ней, чтобы выиграть своего ребенка.

Родителю надо понять, что он должен быть готовым услышать всё, что бы ни случилось, выслушать тихо, спокойно, хладнокровно, пускай ему и будет больно. Он должен поддержать ребенка во всем, что бы ему ни встретилось на пути. Думаю, такое отношение и уверенность в сердцах наших детей — самое ценное, что мы можем дать им: уверенность, что «я никогда не отвергну тебя, что бы ни случилось!»

Митрополит Лимасольский Афанасий

____________________________________________________0045_____________________________________________
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ: О ТОМ, КАК ВРЕДНО “НАГНЕТАТЬ”
Ребенку очень вредно слышать апокалиптические разговоры, которые обожают вести многие наши взрослые. Сидят, например, за праздничным столом и говорят о продажности политиков, о подрыве продовольственной безопасности и грядущем голоде, о скором развале страны, об угрозе нищеты. Для взрослых все это привычные штампы, пустое сотрясение воздуха. Бороться они не намерены, а «выпустив пар», весело попрощаются с хозяевами, поблагодарят за вкусное угощенье и разойдутся по домам, снова погрузившись в свои повседневные дела и заботы. В глубине души они не верят, что все эти ужасы коснутся лично их. Если бы верили, то вели бы себя иначе. И главное, реальность, которая их окружает, была бы иной.
В Великую Отечественную войну, например, люди психически мобилизовались — очевидцы вспоминают, что даже сумасшедшие дома тогда опустели! — и напрягли все силы для борьбы с врагом. А в свободную минутку, собравшись в кругу друзей, не пугали друг друга жуткими рассказами про ужасы войны, но, наоборот, веселились так, как будто в стране царили мир и покой. Это придавало их психике устойчивость. Ну и, конечно, люди не вели пораженческих разговоров, которые так угнетают всех, но особенно слабых и беззащитных — в первую очередь, детей.
На детей подобные разговоры действуют просто убийственно. Это выбивает у них почву из-под ног, порождает запредельные страхи, которые, в свою очередь, приводят к озлобленности и развитию эгоизма. Ребенок не может чувствовать себя жертвой. Особенно когда не понимает, зачем, во имя чего эта жертва приносится. Будучи не в состоянии справиться со своим страхом, он теряет самообладание и начинает набрасываться на тех, кого не боится: на близких родственников, более слабых детей, домашних животных и т. п.
Кроме того, у многих детей возникает соблазн примкнуть ко злу, раз оно такое могущественное. Ведь слабый человек не может жить без опоры. И, не предоставляя ему опору в своем лице, родители толкают ребенка в объятия зла.
Я уж не говорю о том, что от несоответствия словесного ряда (толпы голодающих, беженцев, безработных, бесконечная череда взрывов и т. п.) и зрительного, который ежедневно проходит перед глазами ребенка (яркая телереклама, красочные витрины магазинов, вполне прилично одетые люди с полными пакетами в руках, огни ресторанов, казино и дискотек) у детей начинается раздвоение сознания. Что правда? Где правда? Кому и чему верить? Как разобраться в этой невероятной путанице? Да и нужно ли разбираться? Может, лучше просто отгородиться от неприятных мыслей: погрузиться в компьютерные игры или Интернет, прильнуть к экрану телевизора, оглушить себя рок-музыкой, принять дозу наркотика? А на все остальное наплевать.
Так в детях развивается психология «пофигизма», которая очень быстро распространяется на все вокруг. В том числе и на близких родственников.
— Его (ее) ничем не проймешь! Никого не любит, никого не жалеет. Зальется куда-нибудь до поздней ночи и даже не позвонит. На уме одни развлечения. Мать с ума сходит, отец за сердце держится, в дневнике одни двойки, а ему (ей) хоть бы хны! Ни единой мысли о будущем. Не понимаю, как он (она) не боится будущего.
Но на самом деле все наоборот. Ребенок слишком боится. Образ будущего, который вырисовывался в дежурно-апокалиптических разговорах взрослых, был настолько ужасен, что думать о таком будущем и жить в нем не хочется. А хочется жить одним днем и брать от жизни все (читай: все удовольствия).
Так что лучше не «нагнетать и подбрасывать», как выражался когда-то наш последний генсек. Это не значит, что ребенок должен расти в тепличных условиях и не иметь представления о реальности. Но образ реальности, во-первых, должен быть посильным для ребенка. А во-вторых, лейтмотивом должно звучать: «Не волнуйся, все будет хорошо. Мы тебя в обиду не дадим».
Да, в жизни далеко не всегда тяжелые испытания завершаются благополучно. Это в сказке после опасных приключений герои находят сундук с деньгами и устраивают пир на весь мир. Но ребенок должен верить в победу доброго начала, в конечное торжество справедливости. Иначе у него не хватит сил повзрослеть.
0042